Британский блоггер Элизабет Бут

Комментарий Владимира Заглады


(Публикуется с любезного разрешения Марии Филатовой-Курбатовой)

Я вспоминаю свои первые впечатления о Марии Филатовой: девчушка с огромными белыми бантами в волосах, такая маленькая, что, казалось, ей приходилось вставать на цыпочки, чтобы смотреть поверх бревна. При росте всего 137 см она была самой маленькой участницей Олимпиады 1976 года в Монреале, однако это не мешало ей соревноваться в составе советской сборной с такими звездами, как Людмила Турищева, Нелли Ким, Эльвира Саади и Ольга Корбут. Эта девчушка, "сибирский воробей", с самого раннего возраста тренировавшаяся в Ленинске-Кузнецком под руководством Иннокентия Маметьева, отметила свое 15-летие 19 июля 1976 года, в день финальных командных соревнований. В ту ночь она засыпала со своей первой, но далеко не последней, золотой олимпийской медалью под подушкой.

При всей ее внешней привлекательности, гимнастка Мария Филатова была действительно грозной соперницей. Если виртуозная техника румынки Нади Команечи вызывала у зрителей восторг, то те же зрители не могли устоять перед очарованием «танцовщицы» Филатовой, выделывающей замысловатые коленца. Своим изящным, грациозным, но не лишенным юмористических ноток исполнением эта femme fatale школьного возраста практически затмевала всех во время тренировок на помосте. Ее смелые и приковывающие к себе внимание выступления предопределили решение тренеров советской национальной сборной включить ее, а не Лидию Горбик в список спортсменок для выступления в командных соревнованиях. Так началась Олимпийская карьера Филатовой.

Вспомните, в 1976 году гимнасты выступали под аккомпанемент одного музыкального инструмента, как правило, фортепиано. Мария не могла полагаться исключительно на громкость или темп для расстановки акцентов и придания выразительности при исполнении вольных упражнений - это должно было исходить из ее движений.

{youtube}EKGELwdrBBE{/youtube}

В данном видеофрагменте, к сожалению, на запись была наложена инструментальная музыка - но вы просто посмотрите на Филатову. Отключите звук, и вы сможете оценить ту музыкальность, которая была неотъемлемой чертой всех ее выступлений.

Вы видели это? Помимо выполнения комбинации, которую вполне можно было бы увидеть в парижском варьете «Фоли Бержер», Мария Филатова, едва преступившая порог своего 15-летия, исполнила двойное сальто в группировке. Она буквально «станцевала» выход из стремительного двойного пируэта. Трудно поверить в то что это работа отчаянной школьницы. Мастер спорта Филатова взошла на самую вершину мастерства избранной ею профессии уже в возрасте 15 лет, выполняя акробатические трюки беспрецедентной сложности. И не только на ковре. На протяжении всей своей карьеры, Филатова одной из первых в советской команде внесла новые суперсложные элементы как раз в тот период, когда спорт последовательно набирал обороты с точки зрения сложности техники и силы.

Новые элементы, впервые выполненные Марией Филатовой

Опорный прыжок - Прыжок Цукахары с поворотом на 360? (Чемпионат СССР 1976 года)

Упражнения на брусьях - С большого оборота в стойку в скрестный хват - махом вперед поворот кругом и сальто вперед ноги врозь в вис на верхней жерди

Упражнения на бревне - Фляк -фляк - сальто прогнувшись/ два сальто прогнувшись подряд

Соскоки с бревна - Фляк - фляк на две ноги – двойной пируэт/двойное сальто назад в группировке /согнувшись

Вольные упражнения - Рондат-фляк – двойное сальто в группировке/двойное сальто согнувшись/пируэт - сальто (была первым исполнителем в команде СССР)

Поговорите с Марией сегодня, и она скажет вам, что ее самым большим достижением было то, что она нашла свой ??путь в советскую сборную. Взгляните на имена гимнасток, с которыми она боролась на протяжении своей карьеры - такие имена, как Турищева, Ким, Корбут, Давыдова… Филатова, молодая гимнастка из российской глубинки, выбрала свой путь и вошла в сборную СССР, соединив лирические традиции прошлого с развивающимися акробатическими тенденциями будущего. Она родилась не в каком-либо из традиционных центров советской гимнастики, а в Сибири - крае с укрепляющейся репутацией кузницы непревзойденного мастерства. Работая вместе со своим тренером Иннокентием Маметьевым, она создала тот гимнастический стиль, которому было суждено стать новым стандартом в мировой гимнастике. С этим тренером она занималась с 11 лет, практически став частью его семьи, и до сих пор вспоминает его с любовью.

Мария Филатова не остановилась на достигнутом после ее стремительного взлета к славе на Олимпийских играх 1976 года. Впоследствии она получила не менее десяти золотых медалей в многоборье. В 1977 году она стала чемпионкой СССР, а в 1978 выиграла Кубок мира. Четыре раза она выигрывала золотую медаль в составе победной сборной СССР на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Ее выступления на бревне неизменно оставались одними из лучших в мире, и по-прежнему ее работа остается лучшей в том, что касается баланса и чистоты исполнения. Но самыми блистательными были вольные упражнения Филатовой. Ее превращение из дивы-ребенка, которым она была в 1976 году, в полную изящества артистку в 1980-м было ознаменовано кристально чистым, эмоциональным выступлением, которое до сих пор завораживает меня каждый раз, когда я вижу его. Это, должно быть, одно из самых запоминающихся, волнующих выступлений:

Многие считают, что Мария заслужила золото в многоборье на ее последних соревнованиях на Чемпионате мира 1981 года. Несмотря на то, что она выложилась полностью, сделав для команды СССР все возможное, ее оценки в квалификации не давали ей такого же преимущества, как ее соперницам. Я, однако, предпочитаю оценивать к Филатову в соответствии с определением, данным ей в Зале Славы русской гимнастики: «сильнейшая гимнастка 70-х годов".

Несмотря на все ее медали и достижения, самые яркие воспоминания Марии Филатовой за всю карьеру в гимнастике – это те многочисленные друзья, которых она обрела во всем мире, и я уверен, что их даже больше, чем Мария можете себе представить. В составе группы показательных выступлений сборной СССР, объездившей весь мир, она была просто фантастическим послом своей страны. Мария была одной из первых гимнасток, выступления которых я увидел вживую (в возрасте 16 лет, в 1976 году на Уэмбли), и одной из первых русских моего возраста, о которых я хоть что-то знала. Для многих из нас на Западе, русские представлялись немигающими молчаливыми стариками с большими, похожими на гусениц, бровями, в огромных черных бесформенных пальто. Мария, с ее озорной улыбкой и задорной мимикой, более походила на одну из нас. Эти показательные визиты дружбы открыли мне особенности русской культуры, а также подарили возможность дружбы с людьми из этой страны, которые могли бы остаться чуждыми мне, не случись таких встреч.

Есть еще одна вещь, связанная с Марией, довольно необычная, не относящаяся непосредственно к гимнастике. Спустя некоторое время после Олимпийских игр 1980 года, Мария писала:

«Если и есть божественное в этом мире, то это работа, и красота работы».

Это кажется мне загадкой, которую я сама вряд ли смогу разгадать. Однако это кое-что говорит о Марии, ее гимнастике, о том особом духе, который она привносит в этот спорт. Том духе, который можно назвать абсолютно русским.

Если бы Мария не была русской, для нее пришлось бы придумать особую национальность.

Маленький русский воробышек, сделанный в СССР

(комментарий к портрету Марии Филатовой)

Итак, мы продолжаем публиковать серию портретов выдающихся советских гимнастов, прославивших страну, где были рождены наши отцы и деды, мы сами и наши дети. Имя этой страны – СССР, и именно поэтому считаю за честь представить читателям нашего интернет-портала еще одного героя, «сделанного в СССР» – заслуженного мастера спорта СССР, неоднократную чемпионку Мира и Олимпийских Игр Марию Филатову. Замечу сразу же, что в моих планах и в планах британского блоггера Элизабет Бут, сотрудничающего с нашим порталом, портрет Марии Филатовой, как лучшего представителя советской школы женской гимнастики 1970-х годов, несомненно, был. И поводов для того, чтобы написать портрет Марии Филатовой было много. Конечно же, одним из таких поводов было мое личное знакомство с Машей Филатовой, начавшееся более 30 лет тому назад.

Лично я, никогда не забуду первые в мире «Филатовские» большие обороты на тогда еще очень узких жердях, а также ее, фантастические по тем временам, соединения акробатических элементов на бревне и соскоки с бревна двойными сальто в группировке и согнувшись. Могу подтвердить, что именно Маша Филатова, услыхав однажды мой комментарий, как специалиста по внедрению новых элементов в комбинации членов сборных команд СССР, о том, что «...соединение двух сальто прогнувшись на бревне это пока еще мечта...», на утренней тренировке сборной команды СССР в зале «Динамо» выполнила соединение «фляк - сальто прогнувшись – фляк». На мою реплику, что это лишь подводящее упражнение, Маша отреагировала тем, что придя на вечернюю тренировку, показала соединение двух сальто прогнувшись на стандартном бревне. Вот такой я помню НАШУ МАШУ! Но, как совсем недавно, правильно заметили средства массовой информации России, оказывается «НАША МАША – ДА НЕ НАША!»

Дело в том, что буквально несколько дней тому назад в российской спортивной прессе появились несколько статей о Марии Филатовой, работающей уже в течение десятков лет за рубежом. И появились эти статьи не для того, чтобы еще раз напомнить о ее выдающихся заслугах в спортивной гимнастике и медалях, завоеванных Марией Филатовой на Мировых Чемпионатах и Олимпийских Играх. Статьи появились после того, как истинно русскому человеку, рожденному на Сибирской земле, Марии Филатовой было отказано в получении российского паспорта, а соответственно и российского гражданства.

Дополнительный сигнал для взрыва человеческого негодования по поводу этого возмутительного факта, дало российское телевидение, показав по ряду русскоязычных телевизионных каналов, вещающих на Европу и Соединенные Штаты Америки, беспрецедентный репортаж о «Хождении Маши по мукам и по инстанциям». Да, именно так можно назвать борьбу Марии Филатовой за право считаться Гражданкой России. Действительно, Россию погубит бюрократия, засевшая очень глубоко в государственном аппарате. Поражает то, что сегодня эти бюрократы с легкостью, и я бы сказал с какой-то демонстративной человечностью, дают российское гражданство еще совсем юной японской девочке, всего лишь мечтающей тренироваться у выдающегося российского мастера фигурного катания. Но в то же самое время, те же самые бюрократы с бесчеловечной жестокостью наглухо закрывают двери тем, кто родился и вырос в России, и кто вошел в высочайшую элиту мирового спорта.

Не имея на руках юридических документов, подтверждающих незаконность отказа Марии Филатовой в получении статуса гражданки России, могу лишь пожелать ей и всей ее семье, ведущей борьбу за российское гражданство в течение длительного периода времени, удачи в ее справедливом требовании признать ее гражданкой России. Главное, что чиновникам из государственного аппарата надо, наконец-то, понять, что во всех нас, рожденных в СССР, независимо от того, где бы мы не находились, жили или работали сегодня, течет кровь российских предков! Она эта РОССИЙСКАЯ КРОВЬ требует того, чтобы мы приезжали на родную российскую землю, видели своих родственников и близких, приходили туда, где мы делали свои первые шаги и откуда начинался наш трудовой путь. Не отказывайте нам в том, чтобы мы могли поклониться праху наших родителей, и по христианскому обычаю могли помолиться за них на той земле, где они родились и умерли.

Ну, а отказывать Маше Филатовой это просто двойное преступление. Достаточно лишь ознакомиться с ее жизнью в спортивной гимнастике и взглянуть на эту первую фотографию совсем еще крохотного 5-летнего ребенка, чтобы понять, что гражданство России написано у нее на лице. Оно глубоко заложено в ее сибирских корнях, она – РОССИЯНКА с самого рождения и останется ею до последнего дня своей жизни.

Уверен, что яркий портрет Марии Филатовой, специально подготовленный для нашего портала британским блоггером, известным в интернет-сети под псевдонимом «Королева Елизавета», войдет в число блистательных работ этого замечательного мастера. Этот портрет как бы раскрывает небольшой секрет того, почему его автор так искренне любит советскую, а сегодня и российскую гимнастику. Ведь именно она очень часто раскрывает в своих портретах то, что осталось незамеченным нами, соотечественниками великих мастеров советской и мировой гимнастики. И даже название интернет-статьи «Мария Филатова и божественная сущность работы» дает всем нам понять, что этот маленький сибирский воробышек порхал в мировой спортивной гимнастике и радовал всех нас потому, что искренне любил людей и верил им.

Она и сегодня, спустя много лет, остается такой же искренней и переполненной любовью к людям. Она верит нам, и лишь просит нас о том, чтобы мы поверили в искренность ее самого обычного желания получить то, что по праву ей должно принадлежать – российский паспорт. Она страдает лишь за то, что, к сожалению, владеет паспортом, выданным еще в СССР. Ну как же хорошо писал о советском паспорте поэт Владимир Маяковский! Ниже приводится последняя строфа этого стихотворения на русском и английском языках:

Vladimir Mayakovsky

Я достаю из широких штанин                   I pull out of my wide trouser-pockets

Дубликатом бесценного груза.                  Duplicate of a priceless cargo.

Читайте, завидуйте,                                                You now: read this and envy,

Я – гражданин Советского Союза.                       I'm a citizen of the Soviet Socialist Union!

My Soviet Passport (1929)

(Translated by Herbert Marshall)


Именно этот поэт революции первым написал о советском паспорте, которым он так гордился, и который считал «дубликатом бесценного груза». Как оказалось, сегодня этот паспорт не годится даже для того, чтобы считаться русским. Наверное, за этот воспетый Владимиром Маяковским СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ в наши годы построения российского капитализма и его бы не только не признали гениальным поэтом Революции, но и не дали бы ему российское гражданство.

Я верю, что в Марии говорят даже не амбиции заслуженного мастера спорта СССР, вписавшего самые яркие страницы в историю мировой гимнастики. Она просто хочет приехать домой, в свой родной Ленинск-Кузнецкий. А вот зачем... это уже очень личное, и в это, думаю, никому не стоит вмешиваться. И вместо того, чтобы строить домыслы о причинах ее возвращения на Родину, давайте будем противостоять бюрократам и защищать тех, кто прославил нашу страну и землю нашу русскую.

Герои России это не только те, кто с оружием в руках или с дипломатическим паспортом воевал на фронтах видимых и невидимых войн. Герои это и те, кто из 40 прожитых лет, отдал спорту более 30, и во имя кого не один десяток раз поднимали флаг СССР. Не признать это героизмом – значит не признать Великую Победу советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Не признать это – значит не признать полет Юрия Гагарина в космос и достижения величайших мастеров балета Большого Театра СССР. И наконец, не признать достижения выдающихся мастеров спорта СССР это значит навсегда зачеркнуть всю историю участия нашей страны в Олимпийском движении, и в целом, в мировом спорте.

Сегодня, когда строится новая Россия, и спорт занимает все более достойное место, надо признать все заслуги спортсменов, родившихся в бывшем СССР, и низко поклониться им за это. Ведь Россия, став правопреемником СССР, не только должна требовать от своих граждан выполнения ими своих гражданских обязательств, но и должна выполнять все обязательства перед ними, установленные действующим законодательством. Именно поэтому я искренне надеюсь, что все унизительные процедуры сбора доказательств принадлежности Маши Филатовой к великому русскому народу будут прекращены. Она наконец-то, получив в руки свой российский паспорт, сможет приехать в далекую Сибирь и положить цветы на могилу своих родителей и своих тренеров, ставших для нее вторыми родителями и в жизни, и в спорте.

Ну а о том, какой прекрасной гимнасткой был этот «маленький русский воробушек», и сколько в нем было скромности и непосредственности, вы узнаете, прочитав очерк-портрет Маши Филатовой, написанный большим другом российской гимнастики Элизабет Бут. Как всегда, она публикует его на страницах нашего портала и, конечно же, своего собственного блога, рассказывающего о русской гимнастике, но никогда и ничего в ней не искажающего. Она говорит правду и только правду и приводит факты, и только факты!

Администрация сайта выражает искреннюю благодарность госпоже Элизабет Бут (Великобритания), а также всем российским и зарубежным специалистам, принимавшим участие в подготовке этого интересного и очень своевременного материала.


Владимир Заглада, отдел зарубежных новостей портала http://i-g.tv, Атланта, США